НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОТХОДОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ: выскажи своё отношение, НЕ МОЛЧИ!

Дата 2009/10/14 8:40:00 | Раздел: Отрасль

СТАНОВЛЕНИЕ ОТРАСЛИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ. ЗАМЕТКИ ПРАКТИКА.

(Отрывки из доклада на VIII Международном инвестиционном форуме, Сочи-2009, 17-20 сентября 2009 г., www.forumkuban.ru)



Здравствуйте, дамы и господа!

Меня зовут Сергей Тарских, я являюсь генеральным директором и основателем Промышленной группы СТаТико.

Вы знаете, куда вообще деваются отходы?

В Дании, Швеции, Нидерландах, Германии, Австрии более 80% отходов перерабатываются и сжигаются.

То есть 80% отходов становятся либо вторсырьем, которое идет еще раз в производство, либо теплом, которое может обогреть целый город.

Что мы видим в России?
Почти 100% отходов просто сваливают в кучу на землю.

Вместе с тем, в это время в западных странах предприятия по переработке отходов уже давно являются одними из наиболее прибыльных вообще в промышленности.

ОТХОДЫ - это коммерчески выгодное предприятие.

Переработка отходов - уникальное направление.

Это единственная отрасль, где-то, что во всех других отраслях является отходами, здесь становится сырьем, источником денег.

БОЛЬШИХ ДЕНЕГ.

Из 100% отходов европейские страны в среднем берут 60% вторичного сырья, которое снова идет на потребление.

То есть из практически бесплатной массы получается 60% чистой прибыли.

Переработка отходов не является частью природоохранного комплекса.

Если смотреть на отрасль, так сказать, глобально, то первое, от чего я предлагаю отталкиваться в понимании проблематики - переработка отходов не должна рассматриваться в экологическом контексте.

Почему?

Ведь самые звонкие дискуссии по мусоросжигающим заводам, очистке городов и свалках мы слышим именно от экологов. А сейчас я говорю, что переработка отходов это одно, а экология и охрана природы – должно быть что-то совсем другое.

ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ.

Давайте приведу немного теории.

Существуют четыре зоны ответственности в области отходов:

1.несанкционированное размещение отходов в окружающей природной среде;

2.ответственность производителя за переработку отходов производства;

3.ответственность производителя за переработку произведенной продукции;

4.ответственность потребителя за переработку отходов потребления;

Смотрите, только первая зона ответственности напрямую затрагивает экологическую сферу. Инструмент контроля здесь – только штрафы.

Все остальные зоны ответственности – это законодательно закрепленные механизмы контроля на всех этапах жизнедеятельности любого продукта :

ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПРОИЗВОДСТВО - ЭКСПЛУАТАЦИЯ - УТИЛИЗАЦИЯ.

Таким образом, экологическая составляющая является лишь компонентом полного спектра деятельности предприятий по переработке отходов.

ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ.

Вместе с тем, неправильное понимание этой сферы ведет к некорректному подходу к отрасли, начиная уже с законодательства.

Традиционно переработка отходов считается частью именно природоохранного законодательства.

Все основополагающие законы в этой отрасли имеют основным принципом поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

Такой подход заранее несет в себе

АНТИКОММЕРЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ.


ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОТРАСЛИ.

Теперь позвольте я поясню, почему я начал свое выступления с такого обширного, можно сказать, стратегического обзора переработки отходов.

К ПРОБЛЕМЕ проблеме надо подходить ЦЕЛОСТНО.
Если мы будем собирать самолет по частям, не имея проекта, он у нас никогда не соберется.

Я мог бы начать рассказывать о новых технологиях в области переработки, о своих собственных достижениях, и мне есть что сказать, но к проблеме надо подходить целостно.

Пока я готовился к Форуму, я встречался с разными людьми, среди них и известный профессор, и государственные чиновники уровня замминистра и сенаторы, отвечающие в Совете Федерации за ЖКХ.

Рассмотрев разные варианты подхода к теме, мне близка следующая концепция.

Для ПОСТРОЕНИЯ ОТХОДОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ в рамках целостного подхода к проблеме необходимо последовательно решить ЧЕТЫРЕ ЗАДАЧИ:

1. выведение проблемы отходов из сферы влияния МПР (Министерство Природных Ресурсов);

2. создание СТРУКТУРЫ, регламентирующей любую деятельность по переработке отходов. (Заметьте, речь идет о регулировании и контроле с целью нормализации и налаживания деятельности предприятий по переработке отходов, а не о тотальном выписывании штрафов на основании нарушений экологических норм.);

3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЫРЬЯ В ОТРАСЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ:

•организация ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ОТХОДОВ И ВТОРСЫРЬЯ уже на уровне региональных образований.

•ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И НАСЕЛЕНИЯ ЗА КАЧЕСТВО СРЕДЫ ОБИТАНИЯ (сокращение потока ТБО на захоронение, дифференцированная плата за рассортированные остаточные отходы, обоснованное формирование тарифа).
На самом деле уже есть успешные попытки решить и эту задачу.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКОВ СБЫТА ДЛЯ ПРОДУКЦИИ ПЕРЕРАБОТКИ:
•создание основ рыночной экономики в системе санитарной очистки города;
•налаживание производства из вторсырья.
В странах, которые уже давно и серьезно подходят к проблеме переработки отходов, налажены каналы сортировки, транспортировки и переработки вторсырья в полезную продукцию;

5. эффективные ТЕХНОЛОГИИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ.
И речь идет не просто о копировании западных образцов в российских условиях.
Я и на своем личном опыте и на опыте коллег знаю одновременно и курьезные и грустные примеры бездумного внедрения иностранных новинок без учета нашей российской специфики.

Как вы видите, то, о чем мы с вами готовы говорить - это последняя задача в решении проблем отрасли.

Проблему нужно решать КОМПЛЕКСНО.



НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОТРАСЛИ.

Итак, что я ПРЕДЛАГАЮ и что МЫ РЕАЛЬНО МОЖЕМ СДЕЛАТЬ?

1.СОЗДАНИЕ АКТИВНОГО ЛОББИ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОДОВ.

Необходимо организовать лобби от имени ПРОФЕССИОНАЛОВ.

Не секрет, что законами с сильной отраслевой спецификой занимаются люди, которые в принципе не могут знать наши проблемы.

2. СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ С ПРАВОМ ВЫНЕСЕНИЯ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ(не менее 15 регионов).

3.Проведение КОНФЕРЕНЦИЙ И СЕМИНАРОВ для предпринимателей не только отрасли по переработке отходов, но и представителей других отраслей по общим тематикам: возможности сотрудничества отрасли по переработки отходов и других отраслей, производящих продукцию.

Проведение ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ОТРАСЛИ с целью повышения КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ:
новинки в технологиях, адаптация западного опыта в российских условиях, ПРАВА предпринимателей и возможности развития предпринимательства в отрасли переработки.

4.Проведение ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ среди населения с целью популяризации идеи «ДЕЛИМ НА ДВА».
Пищевые и упаковочные отходы разделяются на уровне "мусорного ведра".


СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИИ.

Мы попробовали набросать карту всех, кто может быть заинтересован в построении отрасли.

Есть мы ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, есть контролирующие органы.

Но нет главного – ОРГАНИЗАЦИИ, которая представляла бы наши интересы в законодательных органах.

Для того, чтобы услышали, нужен РУПОР.

Сейчас много говорят о создании ассоциации профессионалов в переработке всех видов отходов, однако дальше признания ее необходимости дело не идет.

На сегодняшний день нет заинтересованной организации, имеющей право выдвигать законодательные инициативы по вопросам переработки отходов.


Я уже 15 лет работаю в этом бизнесе и постоянно возвращаюсь к мысли, что все это время и я и мои коллеги в одиночку ЛАТАЮТ ДЫРЫ И РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ТОЛЬКО НА СВОЁМ УРОВНЕ И БОРЮТСЯ СО СЛЕДСТВИЯМИ, А НЕ ПРИЧИНАМИ.

Было бы куда более ЭФФЕКТИВНО ВСЕМ ВМЕСТЕ попробовать повлиять на основы этой индустрии.




Эта статья взята с сайта recyclers.ru
http://www.recyclers.ru

Адрес этой статьи:
http://www.recyclers.ru/modules/news/article.php?storyid=2134